Конспект урока по предмету "Человек и мир" для учащихся 5 класса с ТНР на тему "Удивитель-ный мир морей и океанов"
Тема «Удивительный мир морей и океанов»
Цели:
- познакомить учащихся с растениями и животными морей и океанов;
Задачи:
1. Развивающие:
• Развивать интерес к
изучению природы.
• Развивать умение
устанавливать причинно-следственные связи.
• Активизировать и
обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности.
• Развивать у обучающихся умение работать в группе
. 2. Образовательные:
• формировать представление о разнообразии животных морей и океанов
• Выявить взаимосвязь между подводными обитателями
3. Воспитательные:
• Воспитывать бережное
отношение к природе
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Сообщения учащихся
об обитателях гор
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем,
кто обитает в морях.
- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту
Земли посмотреть
Земли на
земле всего одна треть...
Но странный
вопрос возникает тогда?
Планета
должна называться - вода!
- Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода
занимает 2/3 всей поверхности планеты.
- Сколько на Земле океанов? Назовите их.
- Какие удивительные организмы обитают в океанах?
- Чем важны океаны для человечества?
- Давайте поближе познакомимся с обитателями морей.
III. Изучение
нового материала.
Сейчас вам предстоитпознакомимся с животными,
которые живут в морях и океанах.Моря и океаны отличаются от пресных водоёмов:
рек, озёр, прудов своими размерами, глубиной.. Вода в морях и океанах на вкус
солёная. Океаны и моря населены множеством живых существ. Основу жизни многих
морских животных составляют мельчайшие животные, обитающие в толще океанских
вод. Это водоросли, мелкие рачки, дафнии, медузы, черви, мальки рыб.
Медузы. Тело медузы похоже по форме на зонтик.
Медузы-хищники. Они убивают свою добычу стрекательными клетками. При
соприкосновении с некоторыми медузами человек может получить ожог.
Рачки.
Дафнии. Эти животные
по своим размерам малы, но их общее количество огромно, именно они служит
главным источником питания разным животным – от небольших креветок до огромных
китов.
Креветки. Крабы. Креветки и крабы –
ближайшие родственники наших речных раков. Эти десятиногие существа являются
активными хищниками. В поисках пищи креветки перемещаются в толще воды.
Рыбы. Мировой
океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство
их держится в верхних слоях воды .Посмотрите сейчас несколько видов промысловых
рыб. Это ценные рыбы: океаническая сельдь, которую вы любите есть, треска
–крупная морская рыба, весом до35-40кг, лосось, кета, горбуша. Среди рыб есть и
крупные, гиганты- это акулы, которые обитают во всех морях ,кроме Северного
Ледовитого океана
Китовая акула. Самая
крупная из ныне живущих рыб – китовая акула, длиной
15-18м, а весом до 10тонн. У неё мощное тело, но она не опасна для человека.
Аквалангисты приближаются к ней , прикасаются руками и даже усаживаются на неё
верхом. Питаются мелкими
рыбами, ракообразными, кальмарами.
Скаты. Настоящие гиганты
встречаются и среди скатов. В водах Тихого океана обитает скат тихоокеанскаяманта. Крупные скаты ведут
хищнический образ жизни, поедая рыб и кальмаров. Мелкие скаты питаются червями,
мелкими рачками, креветками. Скаты держатся вблизи дна; плавают при помощи
плавников, тело уплощённое. У электрического ската развиты особые электрические
органы. Он способен давать электрические разряды напряжением до 200вольт, парализуя
добычу и отпугивая врагов.
Среди морских животных есть такие, у которых
ноги превратились в ласты . Это –моржи, тюлени. Большую часть жизни они
проводят в воде . В воде они прекрасно передвигаются, на льдинах и суше
двигаются медленно. Неуклюже.
Синий кит
Синий кит - самое крупное животное из всех
животных , когда-либо живших на Земле. Длина тела синего кита достигает 33м, а
вес-150тонн. Синий кит - гигант моря. Киты –это не рыбы, а млекопитающие; они
рождают детёнышей и вскармливают молоком. Китёнок рождается длиной 8м. У синего
кита зубов нет. Во рту у него находится цедильный аппарат – китовый ус. Когда
кит плывёт , то он открывает рот, в него вместе с водой попадают мелкие рачки,
ложась на бок, закрывает рот. Сквозь китовый ус кит процеживает несколько тонн
воды, а оставшуюся густую кашу из мелких рачков проглатывает. Язык у кита
мягкий, шарообразный массой до1,5 – 2 т; желудок – 3,5 м; печень весом-500кг;
кишечник-200м. Не все киты питаются планктоном. Зубатые киты – кашалоты
питаются кальмарами, осьминогами; сельдяные киты едят сельдь.
Дельфины.
Дельфины – лучшие пловцы из всех животных ,
которые живут в воде. Скорость их движения иногда превышает скорость самых
быстроходных судов. Дельфины - это не рыбы, как и киты они – млекопитающие.
Длина тела достигает до 10м. Дельфины питаются рыбой, кальмарами, осьминогами.
У них есть зубы, ими они схватывают добычу и глотают целиком. Дышат воздухом.
На голове у дельфинов расположено дыхало(отверстие), через которое делает вдох
и выдох. Живут дельфины до 25-30лет. Дельфины вызывают большой интерес у учёных
своими умственными способностями и дружелюбием друг к другу, по отношению к
человеку. Они быстро привыкают к людям, берут пищу из рук, отзываются на
кличку, отличаются любознательностью.
Просмотр
видеоурока
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
IV. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.
- Разгадывание кроссворда
V. Творческая поделка. Рыбка оригами
VI. Итог урока.
Самостоятельная работа у доски 1 человек,
остальные на листочках.
- Составьте цепи питания обитателей моря:
• водоросли планктон кит
• рыбы чайки
- Какие растения обитают в морях?
- Каких морских животных вы запомнили?
- Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?
VII. Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке по
следующим критериям:
-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие!
(солнышко)
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще
активнее. (звёздочка)
-Я недоволен своей
работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)
Домашнее задание.
-На этом урок
закончен. Спасибо всем за работу.
Комментарии
Отправить комментарий