К основному контенту

Карточки по теме «Склонение имён прилагатель-ных»

 

Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»

 

1.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат…... ослепительн..…. потоками оно лилось с вышины. По син…... син…... небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн..... ветерки пахнули свежи….. травой и птичь.….. гнёздами. Перед домом лопнули больш….. почки на душист.... тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел...... и желт.…. звездочками. Забегали между стволами чёрн.... дрозды. В липах завелась иволга – больш….. птица, зелён..... с жёлт…. , как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов.…. голосом. (По А. Н. Толстому.)

 

2.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

Русск….. умельцы создали удивительн.… платки с набивн….. ярк…... цветами на чёрн….., вишнев.…., кремов….. поле. У платков есть прост…. Коротк.... название – «павловские». Искусство цветочн….. орнамента павловск…. платка уходит в далёк…. прошлое. Резчики набойн…. досок создавали неповторим….. художественно-растительн….. узоры. Эти узоры и отпечатывали на ткани, с досок мастера-набойщики переносили рисунок на платок. Павловск….. платок становился не просто предметом одежды, а произведением искусства. (Н. Г. Скегина.)

 

3. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

Осень, глуб.... осень! Сер… небо, низк…. , тяжёл…. , влажн.... облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн…. чаще, куда летом не проникал глаз человеческ…. Стар... деревья давно облетели, и только молод... отдельн….. берёзки сохраняют ещё свои увядш…. жетоват…. листья, блестящ.... золотом, когда тронут их кос…. лучи невысок…. осенн….. солнце. Ярко выступают сквозь красноват.... сеть берёзов... ветвей вечнозелён…., как будто помолодевш…., ели и сосны, освеженн... холодн…. воздухом, мелк..., как пар, дождями и влажн.... ночн…. туманами. Устлана земля сух.... разновидн…. и разноцветн.... листьями, мягк.... и пухл... в сыр... погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ…. охотника, и жестк…., хрупк.... в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческ…. шагов. (С. Т. Аксаков.)

 

4. Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

В тёпл…. пальто, мелк…. рыбешку, чудесн.… запахом, в елов…. лесу, под тенист.… дубом, к душист.… черёмухе, на зимн.… одежду, в тенист.… аллее, на горн.… вершине, от птичь.…о говора, в глубок.… овраге, от рыхл.…о снега.

 

5. Прочитай.

Бежал краб по песчан….у дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в стар…. одежде. Пора её сбросить. Ведь за нов…… панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёстк…. крышку, продвинул в узк..… щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинн..… нога сломалась. Не беда. Вырастет нов..… нога. М. Жилин

Спиши. Обозначь падеж и род имён прилагательных.

 

6. Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

Свежей зеленью, серебристым инеем, молодого месяца, под проливным дождём, в старом доме, удивительную красоту, свежий ветер, ранним утром, к морскому берегу, у дальнего озера, в соседнюю рощу.

 

 

7. Прочитай загадку и отгадай.

Я шарик…м пушист...м

Белею в пол... чист…м,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк.

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Объясни эти орфограммы.

 

8. Спиши пословицы, дописывая окончания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

1.    У слеп..... человека глаза на пальцах.

2.    Хорош….. дело два века живёт.

3.    Не жди лета долг… ., а жди лета тепл …. .

4.    При летн…... ясн…... солныш.е и ягодка краснеет.

5.    Больш.…... кораблю – больш…. плавание.

6.    Добр…… семенем поле засевать – никогда нужды не знать

9. Спиши предложения. Укажи падеж выделенных имён существительных и прилагательных. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

1)Школьники посадили молодое деревце. 2) Скоро молодое деревце поднялось. 3) Хлеборобы засеяли дальнее поле. 4) Дальнее поле быстро зазеленело. 5) Надвинулся густой туман. 6) Сквозь густой туман ничего не было видно.

 

10. Прочитай. Когда мы так говорим?

Проще пареной репы.

Репа – самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сыр…., и варён….., и парен….. репу. Блюдо из репы легко было приготовить. С тех пор и пошло выражение «проще парен….. репы». Так говорят о том, что просто сделать.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Проверяй себя постановкой вопроса.

 

11. Спиши. Подчеркни главные члены предложения, выдели окончания имён прилагательных, обозначь падеж.

1.    Смелые люди поб…ждают, а трусливые люди погибают.

2.    Умная г…л…ва не скажет пустые слова.

3.    Добрые жернова все смелют.

4.    Белые руч..ки чужие труды любят.

 

12. Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи падеж.

1)Вся природа радовалась тёпл….., ласков….. весенн….. дням. 2) На гладк….. молодых листьях блестела роса. 3) Над душист…... цветами вились золот….. пчёлки.

13. Прочитай.

В старину большие быстроходные парусники звались фрегатами. Фрегатами называют также крупных морских птиц. Широкие тугие крылья, длинные хвосты фрегатов напоминают корабельные паруса. Это хищные птицы. Больше всего от них страдают морские чайки. При виде жертвы фрегаты пускают в ход свои мощные крылья, бьют ими свою жертву и отнимают добычу. (По Ю. Качаеву.)

Спиши. Определи падеж имен прилагательных во множественном числе. Выдели окончания. Сколько значений у слова фрегат?

 

 

 

14. Спиши. Вставь пропущенные безударные окончания имён прилагательных. Укажи число, род, падеж имён прилагательных.

1) Я каждое утро отправляюсь в лес по грибы. В эту ранн….. пору так хорошо в лесу! 2) Ранн.... апрельск.. утром проснулось солнышко и взглянуло на холодн….. землю (Г. Скребицкий). 3) Поздн….. вечером погоду можно узнать по дыму костра (К. Паустовский). 4) На син…. небе не было ни облачка. 5) А красиво было зимой в лесу. Всё покрыто мягк.., пушист.. снегом (В. Чаплина). 6) Ни звонк….. голоса, ни гулк….. эха (Н. Сладков).

 

15. Укажи падеж имён прилагательных во множественном числе. Выдели окончания

Рыба-телескоп.

Телескоп – это порода золотых рыбок. От подводных собратьев рыбку отличают выпуклые глаза, большой хвостовой плавник. Чешуйчатые телескопы обычно бархатного чёрного цвета. Среди них встречаются рыбки с рубиново-красными глазами. Бесчешуйчатых телескопов нередко называют ситцевыми рыбками. На светлых боках у них рассыпаны разноцветные пятнышки. (По В. Никитину.)

Спиши. Обозначь падеж имён прилагательных во множественном числе. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных множественного числа?

16. Прочитай.

Гречневая каша.

Возьми стакан гречнев…….. крупы. Положи её на мелк….... тарелку, перебери и вымой. Насыпь крупу на горяч….... сковородку и поджарь её. Пересыпь крупу в небольш….... кастрюлю. Добавь чайн….. ложку сливочн.. масла. Посоли. Залей крупу горяч…... водой. Вари гречнев…... кашу на слаб……. огне сорок минут.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Подчеркни слово, от которого зависит имя прилагательное. Проверь себя постановкой вопроса к имени прилагательному. Укажи число, род, падеж имён прилагательных.

 

17. Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. Обозначь род имён прилагательных

1)Доброе слово лечит, злое – калечит. 2) Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. 3) Осенью дни ненастные, а весной ясные. 4) Маленькое дело лучше большого безделья. 5) Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. 6) Платье хорошо новое, а друг старый.

Во 2-м и 3-м предложениях подчеркни буквы, написание которых можешь проверить.

 

18. Из данных имён прилагательных и существительных составь и напиши словосочетания.

1)Густой, дремучий (лес, туман); 2) горячий, знойный (лето, вода); 3) смуглый, тёмный (небо, лицо); 4) старый, пожилой (книга, человек); 5) свежий, прохладный (газета, ветер); 6) вороной, чёрный (конь, пятно).

 

19. Подбери и напиши однокоренные имена прилагательные.

Лес – ………..…………….. . Забота – …………………………. .

Зверь – …….……………… . Осень – ……………….………….. .

Боль – ……………………… . Январь – …………………………...

Гриб – ………………………….. . Дождь – …………………………… .

Восток – ……………………… Пятно –……………………………. .

Овёс – ………………………. . Камень – …………………………. .

Орех – …………………………. . Жесток – …………………………

Мех – ………………………… . Разговор – ………………………. .

 

20. Прочитай.

Сапожник – это трудн….., сложн….. и кропотлив….. ремесло. Оно требует особ.... усердия, но и приносит огромн…. радость.

Приятно надеть удобн…. сапожок, изящн…. туфельку. Долог путь к ботинкам и сапожкам. Надо придумать красив.... и удобн.... модель, сделать деревянные колодки, отобрать мягк….. прочн.... кожу.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. В скобках перед именами прилагательными напиши вопрос и подчеркни то слово, от которого ставишь вопрос.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Упражнения для детей 2 класса по развитию речи по теме "Синонимы"

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять. Задание № 1  Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы. Спасает, охраняет, выручает, освобождает; Интересный, интенсивный, занимательный, знатный; Активный, веселый, энергичный, забота; Темнота, туманность, тьма, темень, мрак; Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние.  Задание № 2   Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы. 1 Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал. 2 Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился. Задание № 3  Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов. Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пож

Карточки по русскому языку на тему "Время глагола"

  ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестреет ·          увидит, бросит, принесёт, ходит ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА ·          Что с воза упало (____________вр.), то пропало (____________вр.). ·          Соловья баснями не кормят(____________вр.). ·          Поспешишь (____________вр.) – людей насмешишь (____________вр.). ВЫБЕРИ ГЛАГОЛ, ОТ КОТОРОГО   НЕЛЬЗЯ   ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ·          бежать ·          варить ·          постучать ·          встречать ВЫБЕРИ ГЛАГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ: БУДУЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ·          прочитать ·          слушать ·          шить ·          пришить ·          любить ·          посмотреть ____________________________________ ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестрее