«Нарушения чтения и письма у младших школьников»
Цель: дать родителям
первоначальные знания о дисграфии и дислексии, причинах и методах диагностики и
коррекции.
Многие родители
сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают
серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не
помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и
объяснения, ни поощрения и наказания. Проблема заключается в том, что некоторые
дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и
дисграфией, и им нужна помощь специалиста.
Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон коры головного мозга, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать – это значит, уметь:
увидеть, произнести, понять.
В группу риска детей
с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
·
Нарушение
фонематического слуха
·
Нарушение
пространственного восприятия
·
Нарушение взаимодействия между слуховыми,
зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями
·
Нарушение
поведения и работоспособности
·
Плохое
запоминание знаков
·
Плохая
дифференциация звуков и букв
·
Плохое
сливание звуков
·
Трудности осуществления звукового анализа
слова.
Практически
всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма
состоит из 5 психофизических компонентов
1. Акустический
(услышать и вы делить звук)
2. Артикуляционный
(уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков)
3. Зрительный
(представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в
графические знаки)
4. Удерживание в
памяти графических символов и их правильная пространственная организация
5. Наличие
устойчивого внимания, знание орфографических правил
При письме нужно
произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой,
написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма
проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его
программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически
является обратным процессу чтения. Написать слово значительно труднее, чем
прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый
из процессов, необходимых для написания слова, либо какая – то часть из них у
ребенка несовершенны.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.
Причины
возникновения дислексии и дисграфии:
·
Незрелость определённых психических функций,
нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих
причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы,
затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы);
·
Заболевания матери во время беременности
(токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность,
резус-конфликтная ситуация);
·
Гипоксия плода, недостаток кислорода в период
внутриутробного развития;
·
Различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в
раннем детстве;
·
Наследственный фактор, когда ребёнку от
ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых
структур.
Как
распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.
У ребёнка
есть дислексия если он:
·
с трудом запоминает и путает буквы при
чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или
похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж);
·
читает очень медленно, напряжённо, по слогам,
часто монотонно, допускает множество ошибок;
·
пропускает буквы (марка – мара, куртка -
курка), слоги (молоко–моко, дорожка-дожка), предлоги;
·
заменяет слова другими, близкими по
буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому -
потом);
·
заменяет или переставляет буквы и слоги (утка
– тука, канава - кавана);
·
не дочитывает правильные окончания слов или
искажает его (говорится - говорил);
·
изменяет падежные окончания существительных (открыл
форточка, из-под листьях);
·
неправильно согласует в роде существительные
и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье);
·
пытается угадать слово по нескольким первым
буквам;
·
плохо понимает смысл прочитанного, не может
рассказать, о чём он только что прочитал.
Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
О наличии
дисграфии говорят такие ошибки:
·
пропуск букв и слогов (упала-упла,
бабочка-бачка, огромный город – огромный горд);
·
искажение слов (лошадь – ложит, коньки –
куни, на охоте – на отух);
·
не дописывание слов и букв (растёт –
растё, мышка - мышк);
·
перестановка букв и слогов (яблоко -
ябколо, фрукты - фрутки);
·
добавление лишних букв (лужа – лулжа,
дружно - дуружно);
·
замена согласных (картофель – картовель,
дупло – тубло, сушки - шуски);
·
слитное написание предлогов, раздельное
приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде,
по дкроватью, я сный);
·
разделение одного слова на два (ведёрко –
ведёр ко, игра – и гра);
·
неумение обозначать на письме мягкость
согласных (мяч – мач, коньки - конки);
·
смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б –
Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха);
·
переворачивание букв в другую сторону
(«зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…;
·
пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.
Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.
Кто поможет
ребёнку?
Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе – этот процент снижается до 70%, а в 3 классе – до 60%, по окончаню начальной школы – уже только 30 – 35%.
Когда ребёнок учится читать и писать, опытный учитель быстро замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии и порекомендует родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога.
Что нужно
делать родителям?
Главное –
запаситесь терпением и помните, что эти нарушения не являются признаком
неполноценности ребёнка. Он пока не может читать и писать лучше. Ему нужна
помощь, и если он под Вашим руководством будет настойчиво заниматься, то вполне
сможет овладеть чтением и письмом.
·
помогите ребёнку разбить большое домашнее
задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с
перерывом для отдыха;
·
поскольку дислексики и дисграфики, как
правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении
ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи,
прочитывая ему заданный материал вслух;
·
никогда не сравнивайте ребёнка с другими
детьми, сравнивайте его с ним самим на предыдущем этапе;
·
вашему ребёнку полезны занятия, развивающие
мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование,
вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки
орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка;
·
лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку
помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам,
чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок);
·
попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы
пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы
или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги;
·
научите ребёнка печатать на компьютере, это
поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово
напечатал с ошибкой;
·
следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим
дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался.
Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким
полотенцем, это активизирует мозговую деятельность;
·
старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые
нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми.
Чего делать нельзя:
·
Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его
чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для
совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в
которых много картинок;
·
Не мучайте ребёнка бесконечным писанием
диктантов и безумным списыванием текстов. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного
результата;
·
Не пытайтесь устранить все ошибки
одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока
не обращайте внимание на некрасивый почерк;
·
Не стремитесь наращивать скорость чтения;
·
Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не
наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению дислексии и дисграфии это
не поможет, а желание учиться отобьёт окончательно. Но и хвалить без причины тоже не стоит.
·
Не забывайте приучать школьника каждый раз
тщательно проверять
свою работу. Часто при
проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее зная его,
поэтому такие*мелкие детали*, как отсутствие одной буквы не
замечают.Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и
открывать постепенно, читая по слогам. Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый
гласный.
Главное, чтобы проверка вошла
в привычку.
Многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом:
Родители
жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь очень многие качества и
способности ребёнка можно развивать между делом. Развитие фонематического
восприятия, звуко-буквенного анализа, памяти, внимания, мышления – всё это
можно делать в любой обстановке, стоит только проявить фантазию.
·
Очень удобно между делом заниматься развитием
речи. Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте
стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое
внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем
спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса;
·
Полезно придумывание слов, которые начинаются
на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте
в игру «Наоборот» (подбор антонимов – добрый - злой);
·
Во время прогулок или других домашних дел
играйте в «Цепочку» - придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую
тему;
·
Во время поездки на автомобиле предложите
ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение;
·
Когда вы собираетесь печь пироги или печенье,
дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с
заданным звуком;
·
Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом.
Предложите ему назвать не меньше 10 предметов с определённым звуком;
·
Занимаясь домашними делами, прослушивайте
вместе с ребёнком записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция
которых безупречна.
Постарайтесь сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, чтобы его глаза засветились от достигнутых успехов, чтобы улыбка чаще появлялась на его лице. Это ваш ребёнок, и только вы лучше всего можете ему помочь, если захотите!
Неплохо также
обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям,
порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ
мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния,
для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и
родителей.
Приложение
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.
Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков
в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
2.
Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание
слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое
слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4.
Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо
добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк,
Оля-Коля, Толя, Поля).
5.
Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой
звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6.
Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР
- рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать
картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить
пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
9. Подобрать
слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба,
уши, кошка).
10. Составить
слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос,
рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать
из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и
записать.
12. Добавить
различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар,
па-парк, па-паром, па-паруса.
13. Подобрать
слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать
слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной
последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час
кот Аня
роза угол
чаша каша аист
рукав улица
чехол корка астра
14. От
записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое
последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:
дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик.
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества
звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16.
Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки.
Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.
П . . . . . .
. . . . (простокваша).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА
1. Определение количества слогов в слове и их
последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2.
Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3.
Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо
помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание
слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое
слово получится из слогов: го-ло-ва).
5.
Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой
слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
6.
Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово,
поменяв слоги местами).
7.
Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить
картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а
названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).
8. Отхлопать
или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
9. Выделять
гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
10. Назвать
гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от
написания(лужа, пила, лом, канава).
11. Записать
гласные данного слова.
12. Выделить
1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово,
предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина,
луна, жаба (У дома лужа).
13.
Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-,
ка-даш.
14. Выделить
из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И
СИНТЕЗА
1.
Определение количества слов в предложении и
их последовательности. (Сколько
слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).
2. Придумывание
предложений, состоящих из определенного количества слов.
3. Придумывание
предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
4. Составление
предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым
деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли;
высокие, растут, лесу, сосны, в.)
5. Распространение
предложений путём увеличения количество слов.
ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
(перестановок,
пропусков, недописывания слогов и букв).
1.
Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых
порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового
ритма.
2. Запись
слова с проговаривакием.
3.
Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова
подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в
структуре слова).
4. Заполнение
пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.
5. Упражнение
в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью
тоже под такт.
6. До записи слова требуется, чтобы дисграфик подсчитывал количество букв в
нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета
букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком,
в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также
каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую
ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па - по - пу и т.д.)
7. При недописывании слов следует больше давать упражнений на дописывание
их (учит..., книж..., удоч...). Детей нужно заставлять произносить особенно
четко окончания слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой
заканчивает его.
Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ
применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением
определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка
определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на
заданные буквы).
Комментарии
Отправить комментарий