Коррекционное воздействие в
устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование
того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием,
целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы,
возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.
Рассматривая методы коррекции
письма, мы опираемся на психофизиологический уровень организации письменной
речи, методы психофизиологического развития письма, важнейшего из компонентов становления письменной речи школьника
подробно описаны Л.С. Цветковой. Они составляют основу развития
фонетико-фонематических процессов. Структура письма представлена
психологическим, психолингвистическим и психофизиологическим уровнями.
Формирование письма и его протекание возможно только при взаимодействии всех
этих уровней.
Исходя из этого, рассмотрим несколько методов коррекционного воздействия
при устранении дисграфии.
Метод узнавания звуко-буквы. Нахождение буквы, которая соответствует определенному
звуку: среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание
слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове,
предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой
встречается отрабатываемый звук.
Метод схемы слова. Ребёнку даётся картинка с изображением предмета и
готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем
звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и
записать слово.
Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребёнку предлагается подобрать слово (слова) или
картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.
Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами). Даются отработанные
слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы,
прочитать слово, записать его.
Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова написанные с ошибками. Написанные слова
соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку,
записать слово правильно.
Метод звуко-буквенного анализа.
Ребёнку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово.
Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить
каждый слог в слове чёрточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и
обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если
буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если – глухой звук,
то – двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.
Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно
последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок
составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный –
контурный. Сначала работа ведётся на односложных словах без стечения согласных,
затем задача усложняется.
Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс
звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной
взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать
слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к
формированию письма слов, предложений и текстов.
Для каждого вида дисграфии установлен определённый порядок коррекции
нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо
психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня
остаются неизменными – это представления о звуке и связь звука и буквы. При
этом обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма
– это мотив и желание писать.
Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с
дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней,
где отрабатываются следующее приемы:
Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:
- назвать
буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
- выкладывание
букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их
элементы;
- ощупывание
букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание,
правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
- «На что
похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» — ворота,
перекладина, «Г» — вешалка, «Ч» — стул;
- Дермалексия — узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони,
в воздухе, на столе;
- обведение букв по трафарету;
- придумывание
слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
На уровне слога учащиеся:
- придумывают
слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина,
конец слова);
- составляют слоговые схемы;
- составляют
слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог
образуется из первых звуков этих слов «ко»);
- составляют
слоги из букв разрезной азбуки;
- изменяют
порядок звуков в слоге (записывание получившегося слога);
Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:
- отгадывание ребусов и кроссвордов;
- подбор слов
в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);
- деление
слов на слоги с выделением ударного слога;
- подбор слов
к звуко-слоговым схемам;
- подбор слов
отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор – укол,
шутки – сутки), обращали внимание детей на смысловую сторону слов;
- составление
слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» —
«очки») или – по последним звукам («сом, осы, стол. окно» — «мыло»);
- чтение и
записывание слов в обратном порядке («сон — нос»);
- составление
из двух слов одного («пар и воз — паровоз»);
- образование
новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек;
ёнок и т.д. например, лес – лесок – лесочек);
- подбор синонимов
и антонимов к заданному слову и т.д.
Работа со словосочетаниями строится таким образом:
- дети
подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра
полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
- проводят
работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;
- подбирают
глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» –
«Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);
- изменяют
глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);
- подбирают существительное
к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);
- подбирают
нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя
нарисовал», «Женя нарисовала») и т.д.
Работа с предложением:
- дети
составляли предложения по схемам;
- выделяют
границы предложений в тексте;
- соединяют разорванные части
предложений;
- составляют
предложения с заданным количеством слов и т.д.
На этапе работы с текстами:
- дети
работают с деформированными текстами, в которых предложения с
существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;
- с текстом,
в котором нарушена последовательность изложения;
- составляют
два текста из набора предложений;
- составляют
и записывают рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу
или концу текста, по опорным словам и т.д.
Весь речевой
материал, предлагаемый детям на занятиях, должен быть насыщен изучаемыми
звуками и буквами согласно перспективному планированию.
Необходимо
подчеркнуть, что использование данных методов и приёмов в устранении нарушения
письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе
логопедических занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно
оказывать помощь детям с дисграфией.
Таким образом,
данная методика способствует развитию у младших школьников рациональных приёмов
работы: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать
действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты
деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий