К основному контенту

Особенности работы над басней с учащимися с тяжелыми нарушениями речи

 

Аллегория (иносказание) играет определенную роль в рас­крытии поступков и характеров людей, конкретных черт от­дельных действующих лиц, которые сравниваются между со­бой. В начальной школе изучаются в основном басни И. А. Кры­лова. Важно научить детей выразительно читать басню, уметь кратко, иногда в нескольких словах изложить ее содержание (не рекомендуется пересказывать басню подробно).

При подготовке к выразительному чтению басен следует иметь в виду, что в басне всякое животное имеет свой индиви­дуальный характер: это Проказница-мартышка, косолапый Мишка, хитрая Лисица, грозный могучий Лев. Характерной особенностью языка басни является краткость и выразитель­ность.

Последовательность работы, например, над басней «Слон и Моська» может быть такой:

· рассматривание иллюстраций к басне, объяснение некоторых слов;

· чтение басни учителем, причем каждая из трех частей отделяется паузой и читается по-разному: первая часть - спо­койно; вторая часть - в быстром темпе; третья часть – другим тоном, передающим «речь» собак;

· беседа - анализ басни;

· краткая передача сюжета басни по вопросам;

· элементарная характеристика действующих лиц и рас­крытие аллегории басни;

· чтение текста про себя, подготовка к выразительному чтению;

· выразительное чтение;

· заключительная беседа: чему учит басня.

Нельзя, конечно, не остановиться на самостоятельном чте­нии. Самостоятельная работа на уроке чтения, как правило, непродолжительная, небольшая по объему и посильная для детей. Она может выражаться в различных формах и видах. Их выбор зависит от подготовки детей. Можно предложить:

1) самостоятельное чтение (про себя, тихо);

2) ответы на вопросы по тексту прочитанного;

3) задания, способствующие выяснению подробностей со­держания читаемых произведений:

· чтение и рассказ о герое;

· пересказ с использованием отдельных мест рассказа;

· пересказ по какой-либо сюжетной линии;

· пересказ с изменением лица;

· чтение по лицам.

Подготовка к составлению плана:

· рисование картинок к прочитанному (можно устное, а можно схематично изображать предметы);

· подписывание заглавий к картинкам;

· составление плана в виде вопросов, данных учителем в беспорядке;

· деление басни на части и их озаглавливание.

Осмыслению читаемого помогают такие логические при­емы, как анализ, синтез, обобщение и др. Одним из средств развития мышления и речи является пересказ прочитанного. Логичность пересказа сказывается в последовательности пе­редачи содержания. Последовательности пересказа способству­ет работа по составлению плана прочитанного. Ученик рас­членяет текст на составные части и определяет мысленно, что является самым главным в каждой части. Это аналитическая работа. Далее идет синтетическая работа, которая сводится к озаглавливанию частей. План рассказа записывается на доске.

Пересказ по плану - это самостоятельная форма передачи содержания по сравнению с подробным пересказом. Следую­щий этап - краткий или сжатый пересказ. Этому виду пере­сказа детей учат начиная с 3-го класса. Выборочный пересказ является одним из средств развития мысли и речи детей. При выборочном пересказе ученик может:

· рассказать одну часть, мысленно отыскав ее границы;

· рассказать только об одном каком-то событии;

· передать содержание лишь одной сюжетной линии.

Творческий пересказ заключается в том, что прочитанное передается с изменением или обстановки, или формы ведения рассказа. Можно предложить детям дополнить рассказ новы­ми эпизодами. Широко применяется и иллюстрирование. Оно выражается в подборе картин художников или в собственном рисовании.

Учитель предлагает детям продолжить рассказ. Для того чтобы школьники овладели умением пересказывать, необхо­димо уже с 1-го класса вести подготовительную работу. Она включается в умении перерабатывать предложение (т. е. пе­рессказывать смысл предложения своими словами).

Осознанность чтения достигается всей системой работы. Осмысление - сложный аналитико-синтетический процесс и включает несколько этапов:

· понимание предметной стороны читаемого, осмысление фактического материала;

· установление причинно-следственных отношений, опре­деление мотивов;

· проникновение в идейный замысел, обобщенная оценка прочитанного .

Все три этапа неразрывно связаны. Особенности восприя­тия детей с тяжелыми нарушениями речи требуют определен­ных методов работы. На каждом этапе работы, зная о преоб­ладании наглядно-образного мышления, учитель использует приемы, помогающие представить ситуацию, картину собы­тий, поступки людей. Это могут быть драматизация отдель­ных фраз и эпизодов, работа по картине, детское иллюстриро­вание, составление картинного, а потом словесного плана, пе­ресказ прочитанного, беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение. Далее ведется работа с текстом по про­никновению в смысловые взаимозависимости между отдель­ными объектами, персонажами, их поступками. Выполнение этих заданий связано с повышением уровня развития мысли­тельной деятельности. Мыслительные операции (синтез, ана­лиз, обобщение, абстракция) у детей-логопатов развиваются в замедленном темпе и своеобразно. Основными видами работы становятся беседы аналитического характера, выборочное чте­ние и выборочные пересказы, словесное рисование, сравнение описаний в одном и том же и в разных рассказах, сопоставле­ние персонажей, нахождение общего и различного в поступ­ках, решение проблемно-познавательных задач, требующих доказательных рассуждений.

Затем идет осмысление текста. Ведется обобщение прочитанного, формулирование идеи и темы, выражение собствен­ного отношения к героям и их поступкам. Это составляет оп­ределенные трудности, потому как дети с речевыми наруше­ниями плохо владеют словесным обобщением. Мыслительная активность на последнем этапе работы зависит отчасти от пре­дыдущей работы, но предполагает и усложнение умственной деятельности. Используются творческие задания, как-то: при­думывание иного заглавия, продолжение рассказа, высказы­вание собственного суждения о персонаже, сравнение произ­ведения с другими произведениями, сопоставление с кинофиль­мом и т. д. Учитель сам выбирает те методы и приемы, кото­рые отвечают задачам урока и специфике произведения.

 

Список использованной литературы:

1. Иваненко, С.Ф.  Формирование навыков чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1978.

2. Костромина, С.Н., Нигаева, Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.,1989.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Карточки по теме «Склонение имён прилагатель-ных»

  Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»   1.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат…... ослепительн..…. потоками оно лилось с вышины. По син…... син…... небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн..... ветерки пахнули свежи….. травой и птичь.….. гнёздами. Перед домом лопнули больш….. почки на душист.... тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел...... и желт.…. звездочками. Забегали между стволами чёрн.... дрозды. В липах завелась иволга – больш….. птица, зелён..... с жёлт…. , как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов.…. голосом.   (По А. Н. Толстому.)   2.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. Русск….. умельцы создали удивительн.… платки с набивн….. ярк…... цветами на чёрн….., вишнев.…., кремов….. поле. У платков есть прост…. Коротк.... на

Упражнения для детей 2 класса по развитию речи по теме "Синонимы"

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять. Задание № 1  Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы. Спасает, охраняет, выручает, освобождает; Интересный, интенсивный, занимательный, знатный; Активный, веселый, энергичный, забота; Темнота, туманность, тьма, темень, мрак; Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние.  Задание № 2   Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы. 1 Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал. 2 Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился. Задание № 3  Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов. Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пож

Карточки по русскому языку на тему "Время глагола"

  ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестреет ·          увидит, бросит, принесёт, ходит ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА ·          Что с воза упало (____________вр.), то пропало (____________вр.). ·          Соловья баснями не кормят(____________вр.). ·          Поспешишь (____________вр.) – людей насмешишь (____________вр.). ВЫБЕРИ ГЛАГОЛ, ОТ КОТОРОГО   НЕЛЬЗЯ   ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ·          бежать ·          варить ·          постучать ·          встречать ВЫБЕРИ ГЛАГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ: БУДУЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ·          прочитать ·          слушать ·          шить ·          пришить ·          любить ·          посмотреть ____________________________________ ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестрее