Аллегория (иносказание) играет определенную роль в раскрытии поступков и
характеров людей, конкретных черт отдельных действующих лиц, которые
сравниваются между собой. В начальной школе изучаются в основном басни И. А.
Крылова. Важно научить детей выразительно читать басню, уметь кратко, иногда в
нескольких словах изложить ее содержание (не рекомендуется пересказывать басню
подробно).
При подготовке к выразительному чтению басен следует иметь в виду, что в
басне всякое животное имеет свой индивидуальный характер: это
Проказница-мартышка, косолапый Мишка, хитрая Лисица, грозный могучий Лев.
Характерной особенностью языка басни является краткость и выразительность.
Последовательность работы, например, над басней «Слон и Моська» может быть
такой:
· рассматривание иллюстраций к басне, объяснение
некоторых слов;
· чтение басни учителем, причем каждая из трех частей
отделяется паузой и читается по-разному: первая часть - спокойно; вторая часть
- в быстром темпе; третья часть – другим тоном, передающим «речь» собак;
· беседа - анализ басни;
· краткая передача сюжета басни по вопросам;
· элементарная характеристика действующих лиц и раскрытие
аллегории басни;
· чтение текста про себя, подготовка к выразительному
чтению;
· выразительное чтение;
· заключительная беседа: чему учит басня.
Нельзя, конечно, не остановиться на самостоятельном чтении.
Самостоятельная работа на уроке чтения, как правило, непродолжительная,
небольшая по объему и посильная для детей. Она может выражаться в различных
формах и видах. Их выбор зависит от подготовки детей. Можно предложить:
1) самостоятельное чтение (про себя, тихо);
2) ответы на вопросы по тексту прочитанного;
3) задания, способствующие выяснению подробностей содержания
читаемых произведений:
· чтение и рассказ о герое;
· пересказ с использованием отдельных мест рассказа;
· пересказ по какой-либо сюжетной линии;
· пересказ с изменением лица;
· чтение по лицам.
Подготовка к составлению плана:
· рисование картинок к прочитанному (можно устное, а
можно схематично изображать предметы);
· подписывание заглавий к картинкам;
· составление плана в виде вопросов, данных учителем в
беспорядке;
· деление басни на части и их озаглавливание.
Осмыслению читаемого помогают такие логические приемы, как анализ, синтез,
обобщение и др. Одним из средств развития мышления и речи является пересказ
прочитанного. Логичность пересказа сказывается в последовательности передачи
содержания. Последовательности пересказа способствует работа по составлению
плана прочитанного. Ученик расчленяет текст на составные части и определяет
мысленно, что является самым главным в каждой части. Это аналитическая работа.
Далее идет синтетическая работа, которая сводится к озаглавливанию частей. План
рассказа записывается на доске.
Пересказ по плану - это самостоятельная форма передачи содержания по
сравнению с подробным пересказом. Следующий этап - краткий или сжатый
пересказ. Этому виду пересказа детей учат начиная с 3-го класса. Выборочный
пересказ является одним из средств развития мысли и речи детей. При выборочном
пересказе ученик может:
· рассказать одну часть, мысленно отыскав ее границы;
· рассказать только об одном каком-то событии;
· передать содержание лишь одной сюжетной линии.
Творческий пересказ заключается в том, что прочитанное передается с
изменением или обстановки, или формы ведения рассказа. Можно предложить детям
дополнить рассказ новыми эпизодами. Широко применяется и иллюстрирование. Оно
выражается в подборе картин художников или в собственном рисовании.
Учитель предлагает детям продолжить рассказ. Для того чтобы школьники
овладели умением пересказывать, необходимо уже с 1-го класса вести
подготовительную работу. Она включается в умении перерабатывать предложение (т.
е. перессказывать смысл предложения своими словами).
Осознанность чтения достигается всей системой работы. Осмысление - сложный
аналитико-синтетический процесс и включает несколько этапов:
· понимание предметной стороны читаемого, осмысление
фактического материала;
· установление причинно-следственных отношений, определение
мотивов;
· проникновение в идейный замысел, обобщенная оценка
прочитанного .
Все три этапа неразрывно связаны. Особенности восприятия детей с тяжелыми
нарушениями речи требуют определенных методов работы. На каждом этапе работы,
зная о преобладании наглядно-образного мышления, учитель использует приемы,
помогающие представить ситуацию, картину событий, поступки людей. Это могут
быть драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по картине, детское
иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ
прочитанного, беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение. Далее
ведется работа с текстом по проникновению в смысловые взаимозависимости между
отдельными объектами, персонажами, их поступками. Выполнение этих заданий
связано с повышением уровня развития мыслительной деятельности. Мыслительные
операции (синтез, анализ, обобщение, абстракция) у детей-логопатов развиваются
в замедленном темпе и своеобразно. Основными видами работы становятся беседы
аналитического характера, выборочное чтение и выборочные пересказы, словесное
рисование, сравнение описаний в одном и том же и в разных рассказах, сопоставление
персонажей, нахождение общего и различного в поступках, решение
проблемно-познавательных задач, требующих доказательных рассуждений.
Затем идет
осмысление текста. Ведется обобщение прочитанного, формулирование идеи и темы,
выражение собственного отношения к героям и их поступкам. Это составляет определенные
трудности, потому как дети с речевыми нарушениями плохо владеют словесным
обобщением. Мыслительная активность на последнем этапе работы зависит отчасти
от предыдущей работы, но предполагает и усложнение умственной деятельности.
Используются творческие задания, как-то: придумывание иного заглавия,
продолжение рассказа, высказывание собственного суждения о персонаже,
сравнение произведения с другими произведениями, сопоставление с кинофильмом
и т. д. Учитель сам выбирает те методы и приемы, которые отвечают задачам
урока и специфике произведения.
Список использованной литературы:
1. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей с
тяжелыми нарушениями речи. М., 1978.
2. Костромина, С.Н., Нигаева, Л.Г. Как
преодолеть трудности в обучении чтению. М.,1989.
Комментарии
Отправить комментарий