Тема «Приставка и предлог»
Задачи:
Образовательные:
1) Формировать умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и
приставками; навыки правильного написания приставок; умение отличать предлог от
приставки.
Коррекционно-развивающие:
2) Развивать умение слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания.
Воспитательные:
3) Воспитывать усидчивость, умение преодолевать
трудности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам на урок пришли гости.
Повернитесь к ним, еще раз поприветствуйте всех улыбкой. Садитесь.
2. Проверка домашнего
задания
3 Минутка чистописания
Написание буквы Оо с верхним и нижним
соединением, на второй строчке
от-ото-по-около-со-подо)
4.
Определение темы и целей урока
-Какие
цели ставим перед собой, чему будем учиться на уроке? (ответы детей)
-
Если есть одинаковые предлоги и приставки, то, как их различить? Давайте
разберемся.
Наша
задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово
употребляется с приставкой.
4.Работа
по теме урока.
-
Ребята, на доске написаны два слова зашел за дом. В первом слове за является приставкой и пишется слитно, а во втором – предлогом и
пишется раздельно. Давайте разберем правило:
Приставка — это
часть слова. Приставка пишется со словом слитно, например: прочитал, сделал,
вышел. Предлог — это отдельное
слово. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово или
вопрос, например: спускаться с горы — спускаться с высокой горы; спускаться (с
ч е г о?) с горы.
На
доске записаны словосочетания:
(до)ехал
(до)деревни
(по)бежал
(по)дороге
(про)читал
(про)завод
(под)полз
(под)машину
(на)кричал
(на)собаку
-
Ребята, составьте из слов словосочетания. Как мы
их напишем?
(Выходят дети к доске и из напечатанных слов
составляют словосочетания и определяют как их правильно написать)
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы
можно разделить находящиеся в них слова?
На
слова с приставками и слова с предлогами.
Беседа
по вопросам:
–
Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.
–
Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
–
Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не
разделяется, пишется слитно.)
–
Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать
однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:
–
Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До
деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
–
Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит
для связи слов в предложении.)
– Как
пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется
раздельно.)
–
Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или
другое слово.
(До
(чего?) деревни, до нашей деревни
По
(чему?) дороге, по узкой дороге
Про
(что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
–
Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между
предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
Гимнастика для глаз
5. Работа у доски.
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
1.
Лодка (от)плыла (от)берега.
2.
Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
3.
Солнце (за)шло (за)тучу.
4.
Всадник (с)лез (с)коня.
5.
(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
6.
(До)лагеря мы(до)брались только ночью.
7.
Весной снег (с)брасывают (с)крыш.
6. Работа по учебнику
-Откройте
учебники на с.
-Кто
напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать
предлоги и приставки).
Физминутка
«Мы осанку исправляем»
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
7. Работа в парах.
-У
вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
-Найдите
в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с
предлогами, подчеркните предлоги.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело.
(По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых
лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она
(про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
- Назовите слова с приставками. Какой частью речи являются?
- Назовите слова с предлогами. С какими частями речи употребляются?
/ / Работа по
карточке (для тех, кто справился быстрее)
Сколько
приставок в словах и предлогов в тексте? Выделите в словах приставки ,
подчеркните предлоги.
(По)дула зима
холодом, (со)рвала листья (с)лесов и (раз)метала их (по)дорогам. (По)кричали и
(по)летели птицы (в)тёплые страны.
( К.Ушинский)
__________приставок
_______________предлогов / /
.
8.Дифференцированная работа
1 уровень.
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На
поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в
тайге.
2 уровень.
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей
забился … крышу.
Ваза
сделана … стекла.
Машина
подъехала … дому.
Лось
спрятался … деревом.
Грачи
разгуливали … полю.
Игра на внимание.
1.
Слова с приставками - 1 хлопок.
2.
Слова с предлогами - 2 хлопка.
(За)горой,
((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.
9. Подведение итогов.
- Ребята, вот и заканчивается наш необычный урок. О каком времени года мы
сегодня говорили на уроке?
- Скажите, чему мы сегодня учились?
- Какие правила повторили?
- Я очень довольна вашей работой на уроке.
10. Рефлексия
Я предлагаю вам украсить нашу елочку
игрушками.
- У меня на столе лежат игрушки зеленого, желтого и красного цвета.
- если вы все поняли на уроке и готовы двигаться дальше – зеленую,
- если у вас остались какие-то вопросы – желтую,
- а если вам кажется, что вы совсем ничего не поняли, то красную.
11.Домашнее задание
- Все свободны! Спасибо за урок!
Комментарии
Отправить комментарий