К основному контенту

Конспект урока по предмету "Человек и мир" для учащихся 4 класса с ТНР на тему "Для чего нужна экономика?"

 

Тема: Для чего нужна экономика?

Цель: Формирование понятия «экономика»

Задачи: 

1.Формировать умение находить взаимосвязи частей экономики;

2.Формировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики

;Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

1.  Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики в Республике Беларусь.

Ход урока

1.     Организационный момент

-Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Улыбнулись, подтянулись.

На меня все посмотрели

И спокойно, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания

3. Минутка календаря

- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.

Сегодня….(число, месяц,  день недели)
Температура воздуха…
 

4.Сообщение темы урока, целей.

–Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом с ним находится новое для вас понятие…

НО ЭКО КА МИ

–Какое слово зашифровано? (экономика)

–Назовите тему урока.

«Для чего нужна экономика?»

- Давайте определим задачи урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части (отрасли экономики).

5. Работа над новым материалом.

- Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой  и радостной жизни.

(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери

Семья,  друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.

Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.)

- Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? (Потребности.)

-Как вы понимаете слово «потребности»? (Потребность - это всё, что нужно людям  для жизни.)

 Все потребности можно разбить на три группы.

Естественные - это потребности природные, то, что дает нам природа.

(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)

Общественные – это отношения между людьми.

(Семья,  друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)

И экономические – это потребности материальные.

(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)

 – Давайте определим, какие товары жизненно необходимы человеку ?

 –Продукты питания, одежда, жильё.

 – Откуда это появляется в вашей семье?

 – Покупают родители.

 –На что можно купить необходимые блага?

– На деньги, которые зарабатывают родители.

Деньги зарабатывают ваши родители, бабушки и дедушки, работая в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, парикмахеры, учителя…, а потом распределяют их так, чтобы хватило до получения следующей зарплаты. Согласитесь, что это не так то просто. Искусству ведения хозяйства и обучает наука экономика.

Итог. У. – Важная ли наука экономика ?

Д. Да, экономика важная наука.

-Экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. А люди в свою очередь производят…..

Отгадайте загадку

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому продать,

Свезти на ярмарку, на рынок, на базар,

Что это за продукт? товар.

Люди производят товар.

- Что такое товар? ( Это вещи, предметы, которые производят люди, продают, обменивают)

- Что относится к товарам? (Продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и др.)

- Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? (Нет)

Н-р: Вы сходили в парикмахерскую. сделали причёску. (Причёска – товар, а люди, которые её сделали, оказали услугу.)

Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами.

«Экономика» – это хозяйственная деятельность людей.

«Экономика» – искусство ведения домашнего хозяйства, (производство, распределение, обмен, потребление благ).

Ключевое слово - «хозяйство»

Игра «Товар – услуга»  Я читаю предложение, если была названа услуга – поднимаете – хлопайте, если товар – топайте.

  Вы лекарство купили  в аптеке.

Вас обслужили в магазине при покупке конфет.

Вы в  автобусе едете в город.

Вам доставили почту.

Вы автомобиль ремонтируете в мастерской .

6.Физминутка

Видеоролик

7. Знакомство с понятием «Отрасли экономики». Работа с таблицей -

Отр

 

 -Какие есть отрасли экономики?

-Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, коров, овец, гусей? (Сельское хозяйство)

-В какой отрасли строят дома, мосты, фабрики, заводы? (Строительство)

-Делают игрушки, автомобили, шьют одежду, производят пищевые продукты на фабриках, заводах, комбинатах, добывают природные ресурсы: нефть, газ в какой отрасли экономики? (Промышленность)

-Перевозят грузы и людей? (Транспорт)

-Отрасль, которая помогает нам приобрести все необходимые продукты и вещи. (Торговля)

 

8. Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

- Вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения проблемной ситуации и ответить на вопрос «Как к нам на стол стакан молока попал?»

Коллективная работа (составление коллажа)

1. Сельское хозяйство(разведение коров, кормим скот, ухаживаем за ним, доярка доит корову, получаем молоко )

2.Транспорт (привезти молоко на молочный завод, а потом развезти по магазинам нашего города,)

3.Промышленность ( на молочном заводе молоко перерабатывают и разливают в бутылки, по коробкам)

4.Торговля ( в магазинах продаём молоко и молочные продукты, мы там его покупаем и приносим домой)

-А какова же роль строительства , нужна ли эта отрасль для решения поставленной проблемы?

5.Строительство (чтобы транспорт мог доставить молоко на завод, а потом в магазины, их надо построить)

- Попробуйте сделать вывод, какие отношения складываются между отраслями экономики? Как вы думаете, ребята, можно ли утверждать , что все части экономики между собой связаны?

ВЫВОД – Все отрасли экономики взаимосвязаны.

 - А как вы думаете может ли существовать торговля, да и вся экономика без денег? А интересно вам узнать, как появились первые деньги?

Просмотр видеоролика

-Что нового вы узнали из истории денег? ( ответы учащихся)

10. Практическая работа

Тест.

– Отметьте правильный вариант

1. Закончи определение: экономика – это…

А) наука;

Б) возможность заработать деньги;

В) искусство ведения хозяйства.

2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

А) Промышленность;   Б) сельское хозяйство;   В) торговля.

3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

А) Промышленность;   Б) сельское хозяйство;   В) торговля.

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

А) Промышленность;    Б) сельское хозяйство;   В) торговля.

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

А) Торговля;                 Б) транспорт;               В) строительство.

     6. Кто работает в торговле?

А) Врач;                Б) продавец;               В) библиотекарь.

7. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

А) Строительство;     Б) торговля;                    В) транспорт.

   8. Кто работает в сельском хозяйстве?

А) Доярка;                 Б) актёр;               В) товаровед

   9. Что не является названием отрасли экономики?

А) Промышленность;   Б) деньги;   В) строительство.

   10. Что не является товаром?

А)Сыр;   Б) ремонт автомобиля;   В) пылесос.

11. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…

А) …иногда пересекаются»;

Б) …самостоятельны»;

В) …тесно взаимосвязаны».

 11. Итог урока

На какой вопрос отвечали на уроке? (Для чего нужна экономика)

- На что направлена экономика? (На удовлетворение потребностей людей)

- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют ….  (Товар)

- Работу, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей , называют … (Услугой)

12. Рефлексия. Продолжи фразу:

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что

Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)

-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)

-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)

 13. Домашнее задание.

-На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Карточки по теме «Склонение имён прилагатель-ных»

  Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»   1.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат…... ослепительн..…. потоками оно лилось с вышины. По син…... син…... небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн..... ветерки пахнули свежи….. травой и птичь.….. гнёздами. Перед домом лопнули больш….. почки на душист.... тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел...... и желт.…. звездочками. Забегали между стволами чёрн.... дрозды. В липах завелась иволга – больш….. птица, зелён..... с жёлт…. , как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов.…. голосом.   (По А. Н. Толстому.)   2.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. Русск….. умельцы создали удивительн.… платки с набивн….. ярк…... цветами на чёрн….., вишнев.…., кремов….. поле. У платков есть прост…. Коротк.... на

Упражнения для детей 2 класса по развитию речи по теме "Синонимы"

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять. Задание № 1  Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы. Спасает, охраняет, выручает, освобождает; Интересный, интенсивный, занимательный, знатный; Активный, веселый, энергичный, забота; Темнота, туманность, тьма, темень, мрак; Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние.  Задание № 2   Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы. 1 Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал. 2 Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился. Задание № 3  Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов. Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пож

Карточки по русскому языку на тему "Время глагола"

  ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестреет ·          увидит, бросит, принесёт, ходит ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА ·          Что с воза упало (____________вр.), то пропало (____________вр.). ·          Соловья баснями не кормят(____________вр.). ·          Поспешишь (____________вр.) – людей насмешишь (____________вр.). ВЫБЕРИ ГЛАГОЛ, ОТ КОТОРОГО   НЕЛЬЗЯ   ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ·          бежать ·          варить ·          постучать ·          встречать ВЫБЕРИ ГЛАГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ: БУДУЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ·          прочитать ·          слушать ·          шить ·          пришить ·          любить ·          посмотреть ____________________________________ ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестрее