К основному контенту

Конспект урока по предмету "Человек и мир" для учащихся 5 класса с ТНР на тему "Удивитель-ный мир морей и океанов"

 

Тема «Удивительный мир морей и океанов»

Цели:

- познакомить учащихся с растениями и животными морей и океанов;

Задачи:

1. Развивающие:

• Развивать интерес к изучению природы.

• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

• Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности.

• Развивать у обучающихся умение работать в группе

. 2. Образовательные:

 формировать представление о разнообразии животных морей и океанов

• Выявить взаимосвязь между подводными обитателями

3. Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Сообщения учащихся об обитателях гор

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.

- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

Если на карту Земли посмотреть

Земли на земле всего одна треть...

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться - вода!

- Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.

        - Сколько на Земле океанов? Назовите их.

        

- Какие удивительные организмы обитают в океанах?

- Чем важны океаны для человечества?

- Давайте поближе познакомимся с обитателями морей.

III. Изучение нового материала.

Сейчас вам предстоитпознакомимся с животными, которые живут в морях и океанах.Моря и океаны отличаются от пресных водоёмов: рек, озёр, прудов своими размерами, глубиной.. Вода в морях и океанах на вкус солёная. Океаны и моря населены множеством живых существ. Основу жизни многих морских животных составляют мельчайшие животные, обитающие в толще океанских вод. Это водоросли, мелкие рачки, дафнии, медузы, черви, мальки рыб.

 Медузы. Тело медузы похоже по форме на зонтик. Медузы-хищники. Они убивают свою добычу стрекательными клетками. При соприкосновении с некоторыми медузами человек может получить ожог.

 Рачки. Дафнии. Эти животные по своим размерам малы, но их общее количество огромно, именно они служит главным источником питания разным животным – от небольших креветок до огромных китов.

 Креветки. Крабы. Креветки и крабы – ближайшие родственники наших речных раков. Эти десятиногие существа являются активными хищниками. В поисках пищи креветки перемещаются в толще воды.

 Рыбы. Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды .Посмотрите сейчас несколько видов промысловых рыб. Это ценные рыбы: океаническая сельдь, которую вы любите есть, треска –крупная морская рыба, весом до35-40кг, лосось, кета, горбуша. Среди рыб есть и крупные, гиганты- это акулы, которые обитают во всех морях ,кроме Северного Ледовитого океана

 Китовая акула. Самая крупная из ныне живущих рыб  китовая акула, длиной 15-18м, а весом до 10тонн. У неё мощное тело, но она не опасна для человека. Аквалангисты приближаются к ней , прикасаются руками и даже усаживаются на неё верхом. Питаются мелкими рыбами, ракообразными, кальмарами.

Скаты. Настоящие гиганты встречаются и среди скатов. В водах Тихого океана обитает скат тихоокеанскаяманта. Крупные скаты ведут хищнический образ жизни, поедая рыб и кальмаров. Мелкие скаты питаются червями, мелкими рачками, креветками. Скаты держатся вблизи дна; плавают при помощи плавников, тело уплощённое. У электрического ската развиты особые электрические органы. Он способен давать электрические разряды напряжением до 200вольт, парализуя добычу и отпугивая врагов.

Среди морских животных есть такие, у которых ноги превратились в ласты . Это –моржи, тюлени. Большую часть жизни они проводят в воде . В воде они прекрасно передвигаются, на льдинах и суше двигаются медленно. Неуклюже.

 Синий кит

Синий кит - самое крупное животное из всех животных , когда-либо живших на Земле. Длина тела синего кита достигает 33м, а вес-150тонн. Синий кит - гигант моря. Киты –это не рыбы, а млекопитающие; они рождают детёнышей и вскармливают молоком. Китёнок рождается длиной 8м. У синего кита зубов нет. Во рту у него находится цедильный аппарат – китовый ус. Когда кит плывёт , то он открывает рот, в него вместе с водой попадают мелкие рачки, ложась на бок, закрывает рот. Сквозь китовый ус кит процеживает несколько тонн воды, а оставшуюся густую кашу из мелких рачков проглатывает. Язык у кита мягкий, шарообразный массой до1,5 – 2 т; желудок – 3,5 м; печень весом-500кг; кишечник-200м. Не все киты питаются планктоном. Зубатые киты – кашалоты питаются кальмарами, осьминогами; сельдяные киты едят сельдь.

Дельфины.

Дельфины – лучшие пловцы из всех животных , которые живут в воде. Скорость их движения иногда превышает скорость самых быстроходных судов. Дельфины - это не рыбы, как и киты они – млекопитающие. Длина тела достигает до 10м. Дельфины питаются рыбой, кальмарами, осьминогами. У них есть зубы, ими они схватывают добычу и глотают целиком. Дышат воздухом. На голове у дельфинов расположено дыхало(отверстие), через которое делает вдох и выдох. Живут дельфины до 25-30лет. Дельфины вызывают большой интерес у учёных своими умственными способностями и дружелюбием друг к другу, по отношению к человеку. Они быстро привыкают к людям, берут пищу из рук, отзываются на кличку, отличаются любознательностью.

Просмотр видеоурока

 

Физкультминутка

 Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

 

IV. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.

 

- Разгадывание кроссворда

 

V. Творческая поделка. Рыбка оригами

 

 

VI. Итог урока.

Самостоятельная работа у доски 1  человек, остальные на листочках.

- Составьте цепи питания обитателей моря:

• водоросли       планктон       кит

      рыбы             чайки

- Какие растения обитают в морях?

- Каких морских животных вы запомнили?

- Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?

VII. Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)

-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)

-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (тучка)

 

Домашнее задание.

-На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Карточки по теме «Склонение имён прилагатель-ных»

  Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»   1.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат…... ослепительн..…. потоками оно лилось с вышины. По син…... син…... небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн..... ветерки пахнули свежи….. травой и птичь.….. гнёздами. Перед домом лопнули больш….. почки на душист.... тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел...... и желт.…. звездочками. Забегали между стволами чёрн.... дрозды. В липах завелась иволга – больш….. птица, зелён..... с жёлт…. , как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов.…. голосом.   (По А. Н. Толстому.)   2.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе. Русск….. умельцы создали удивительн.… платки с набивн….. ярк…... цветами на чёрн….., вишнев.…., кремов….. поле. У платков есть прост…. Коротк.... на

Упражнения для детей 2 класса по развитию речи по теме "Синонимы"

Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять. Задание № 1  Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы. Спасает, охраняет, выручает, освобождает; Интересный, интенсивный, занимательный, знатный; Активный, веселый, энергичный, забота; Темнота, туманность, тьма, темень, мрак; Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние.  Задание № 2   Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы. 1 Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал. 2 Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился. Задание № 3  Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов. Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пож

Карточки по русскому языку на тему "Время глагола"

  ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестреет ·          увидит, бросит, принесёт, ходит ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА ·          Что с воза упало (____________вр.), то пропало (____________вр.). ·          Соловья баснями не кормят(____________вр.). ·          Поспешишь (____________вр.) – людей насмешишь (____________вр.). ВЫБЕРИ ГЛАГОЛ, ОТ КОТОРОГО   НЕЛЬЗЯ   ОБРАЗОВАТЬ ФОРМУ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ·          бежать ·          варить ·          постучать ·          встречать ВЫБЕРИ ГЛАГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ: БУДУЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ·          прочитать ·          слушать ·          шить ·          пришить ·          любить ·          посмотреть ____________________________________ ВЫБЕРИ ЛИШНИЙ ГЛАГОЛ   В КАЖДОЙ ГРУППЕ   СЛОВ ·          прочитает, краснеет, обедает, мечтает ·          смотрит, прыгает, позвонил, пестрее