Консультация на тему «Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук для детей с задержкой психического развития»
«Игровые
упражнения для развития мелкой моторики рук для детей с задержкой психического
развития»
У детей с ЗПР наблюдается некоторое своеобразие развитие мелкой моторики:
нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность
непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации движений, общая
моторная неловкость, скованность и т.д.
Несформированность моторики кистей и пальцев рук создает определённые трудности в овладение
навыками рисования, ручного труда, письма.
К сожалению, в силу занятости, мы не всегда можем найти время на игры и
разговоры с нашими детьми. Поэтому дети все меньше и меньше разговаривают. Дети
больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими
руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально
удобно, но не эффективно для развития моторики. К максимально удобным вещам
относятся: одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, пособия и
книжки с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые приборы и предметы,
управляемые с помощью пульта.
И все же педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику и готовить руку
ребенка к письму уже в раннем возрасте. Развитие мелкой моторики осуществляется
через диагностические игры и упражнения.
Вашему вниманию, представлены различные игры для развития мелкой моторики.
Постарайтесь найти время и поиграть!
Упражнения
и игры на развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет с ЗПР.
«Переложи
игрушки». Ребенок
сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие
предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой
бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются стол и ребенок действует левой
рукой.
«Забей мяч
в ворота». Играющий
сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота».
Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.Можно играть
вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота
находятся посередине.
«Перебираем
крупу». Необходимы
две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими
6уинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками,
ребенок должен разделить смесь на две части.
«Разорви
лист по линиям». Лист бумаги произвольно
расчерчиваются на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно
также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый
котенок». Заранее
разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
«По кочкам
через болото». На столе рассыпают мелкие камешки —
«кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным
и безымянным «по кочкам» с одного края стола другому, «выбираясь из болота».
Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и
на бумаге.
«Гармошка». Взять
большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и
завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить
указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и,
вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет
раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не
дать «гармошке» остановиться, все время совершая
«Строитель».
Для
игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание
собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку,
стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину
«На
морском берегу». Для игры понадобятся дощечка с
накатанным слоем пластилина и горсть мелких камешков. Малышу предлагается
выложить на дощечке фигурки из камешков: солнышко, облако, дерево, змею, мячик,
удочку, рыбку.
«Художник».
Ребёнок
ставит локоть ведущей руки на стол, берёт в руки «волшебную палочку» (указку,
карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по
воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остаётся неподвижной,
работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами
правильно и «рисунок» был похож. Можно предложить также задание на
«срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, человечек,
коробка, лампочка, коврик, стакан, груша, бублик.
«Вязание». На обеих
руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони.
Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой
палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй палец – на
весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой
руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки,
«вязать». Повторить упражнение левой рукой.
«Играем
на балалайке». Между указательным и средним
пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны
балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.
Комментарии
Отправить комментарий